Возник вопрос по содержанию исследования? Задайте его!
Персональный менеджер свяжется с Вами и поможет решить любую задачу.
Полное описание:
Цели исследования: изучение потребительских предпочтений в отношении книжной продукции, выявление факторов, побуждающих к покупке и влияющих на конечный выбор, анализ структуры московского рынка книжной продукции, описание уровня ожидаемых цен, изучение ценностных моделей традиционных книжных магазинов и интернет-магазинов торгующих книжной продукцией, выявление сегментов целевых потребителей и их описание etc.
Период исследования: май-июнь 2009
Методика исследования: Интернет-опрос (участники Access panel самостоятельно заполняют анкету, ссылку на которую получают по электронной почте)
География исследования: Москва
Источники информации: данные проведенных интервью
Выдержки из исследования:
Подавляющее большинство целевой аудитории (69%) покупают книги не реже одного раза в месяц, еще около трети покупателей (29%) приобретают книги раз в 2-3 месяца.
В Топ-3 популярных мест покупки входят крупные книжные супермаркеты (76%), небольшие книжные магазины (57%) и Интернет-магазины (46%). Любопытно отметить, что около 4% московских покупателей книг получают книги посредством буккросинга. Это новое явление появилось в России относительно недавно, но достаточно быстро набирает обороты.
Независимо от частоты покупки книг подавляющее большинство покупателей покупают книги в книжных супермаркетах. Однако люди с высокой частотой покупки (как минимум один раз в месяц) чаще других обращаются за услугами в Интернет-магазины (53%), а также покупают книги на книжных ярмарках (32%) и в метро (22%). Люди, покупающие книги реже, чем раз в полгода, предпочитают покупать книги в книжных супермаркетах (70%), приобретение же книг в других местах для данной группы самое низкое среди всех опрошенных.
Подавляющее большинство покупателей (74%) приобретают книги для своей домашней библиотеки. Около половины респондентов покупают книги для учебы (49%) и для разового прочтения (48%). Около трети покупателей приобретают книги для детей (37%), в подарок (33%) или для работы (30%).
В целом пропорции между основными целями покупки книг сохраняются во всех четырех сегментах. Так, основным мотивирующим фактором выступает покупка книги для своей библиотеки. При этом данное поведение в большей степени свойственно Библиофилам (83%) и в меньшей – Невключенным (51%). Для Невключенных основным побуждающим мотивом приобретения книг является покупка для разового прочтения (56%). Для Библиофилов немаловажную роль играет покупка книг для детей (44%), в качестве подарка (41%), а также для работы (40%).
В Топ-3 по первому упоминанию входят такие магазины как ТД Библио-Глобус (25%), Московский дом книги (12%) и Буквоед (10%). Однако при рассмотрении других подходов книжную сеть Буквоед из Топа-3 вытесняет ТД Молодая гвардия, которая при первом упоминании идет только на седьмом месте.
Вполне закономерно, что рассчитанные показатели для Невключенных несколько ниже, чем в сегменте Библиофилов, что объясняется лишь включенностью, осведомленностью в книжную индустрию представителей каждого сегмента.
Абсолютным лидером среди книжных Интернет-магазинов является Озон. Спонтанно его называет более половины покупателей книг (59%), при этом около 50% - при первом упоминании. По мнению целевой группы остальные книжные Интернет-магазины сильно уступают лидеру. Так, на втором месте идет магазин Лабиринт, который вспомнили около 20% покупателей и только 8% назвали его при первом упоминании. При этом, в рейтинге, составленному по полному знанию, Лабиринт находиться только на четвертом месте (34%), уступая Books.ru (43%) и Библио-Глобус (42%). Топ-5 согласно рейтингу, построенному на основе побуждающего набора и полного знания, закрывает интернет-магазин Болеро ( 10% и 30% соответственно), который при первом упоминании вспомнили только около 2% опрошенных.
Самыми популярными направлениями художественной литературы среди покупателей книг являются научная фантастика, современная и классическая зарубежная литература. Так, научную фантастику предпочитают более трети опрошенных (38%), при этом около 26% вообще не покупают такого рода литературу. Соотношение между постоянными покупателями книг по современной зарубежной литературе и людьми, которые вообще не интересуются такого рода литературой, составляет 35% к 18% соответственно. При этом в среднем частота покупки книг данного жанра несколько выше, чем книг по научной фантастике. Для классической зарубежной литературы соотношение между постоянными покупателями и «непокупателями» является 33% к 33%. Наименее интересными жанрами для покупателей книг являются женская проза (66%), мемуары и воспоминания (59%), поэзия (56%). Постоянно покупают книги перечисленных жанров только 15%, 15% и 13% соответственно.
По мнению покупателей книг в более дорогой ценовой сегмент (от 500 рублей и выше) среди книг художественной литературы должны попасть классическая русская литература (17%), мемуары и воспоминания (14%), а также классическая зарубежная литература (14%). В то время как в дешевый ценовой сегмент по мнению подавляющего большинства (72%) попадает женская проза и любовные романы. Среди других жанров литературы Топ-3 наиболее дорогих книг являются книги о фольклоре и мифах (50%), книги по психологии (25%) и медицине (20%). Наиболее недорогими по мнению покупателей должны быть литература о досуге (65%), энциклопедии (62%) и книги по эзотерике (61%). Структура premium и low ценовых сегментов для выделенных типов покупателей различается незначительно. Так, Невключенные чаще, чем представители других сегментов, готовы заплатить за книги почти всех жанров художественной литературы не более 100 рублей.
Согласно потребностям покупателей книг в возрасте 16-35 лет, приобретающих книги в книжных супермаркетах, можно выделить три типа магазина: «удобный», «функциональный» магазины и «книжный гипермаркет». Важно отметить, что для 36% покупателей книг выбор книжного магазина обусловлен важностью характеристик, свойственных всем трем типам. При этом, при выборе магазина детерминирующее влияние оказывают характеристики, лежащие в основе «функционального» магазина.
Подробное оглавление/содержание: СОДЕРЖАНИЕ
1. Описание исследования
2. Профиль участников исследования
3. Сегменты покупателей книг
4. Потребительские предпочтения
5. Затраты потребителей на книжную продукцию
6. Типология магазинов и Интернет-магазинов
7. Основные выводы и рекомендации